Проект резолюции конференции

по проблемам грузоперевозок по железной дороге
13 августа 2014 года, Москва

Железная дорога  - это основа роста
или падения для промышленности и сельского хозяйства России,
в зависимости от решения Правительства РФ

Профессиональные отраслевые сообщества выражают крайнюю озабоченность ввиду принятия решения Правительством РФ о росте тарифов на железнодорожные перевозки. Мы считаем, что такие меры значительно снизят конкурентоспособность промышленности и приведут к значительным потерям для ОАО «РЖД».
Мы предлагаем Правительству РФ в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 и Постановления Правительства от 17 декабря 2012 года № 1318.совместно  провести Оценку регулирующего воздействия (ОРВ) на базовые отрасли российской экономики и непосредственно на ОАО“РЖД“ решения о росте железнодорожных тарифов.
Мы полагаем, что при принятии решения не были учтены тенденции мирового рынка, показывающие сокращение логистических издержек и возможные негативные последствия для промышленных отраслей и ОАО «РЖД».
Наши выводы основаны на том, что с учетом размера территории России в себестоимости промышленной продукции большую долю составляет транспортная составляющая. При аналогичных показателях доли грузоперевозок железнодорожным транспортом в России и США (44% и 39% соответственно от всего объема грузоперевозок всеми видами транспорта), уровень затрат в РФ в 4 раза больше. Поэтому принятое в 2013 году Правительством РФ решение не проводить индексацию тарифов на услуги естественных монополий в 2014 году, а в 2015-2018 годах установить индексацию на уровне инфляции предыдущего года, было положительно воспринято промышленниками. Это решение дало возможность предприятиям снизить текущие затраты и вести долгосрочное планирование своей деятельности.
В настоящий момент Правительству РФ дано поручение Президента РФ совместно с ОАО «РЖД» принять решение об индексации тарифов на перевозку грузов в 2015 году на 10% , а по некоторым видам грузов тариф может быть увеличен уже в этом году. Целью планируемых изменений является «недопущение прогнозируемых в 2014 – 2015 годах убытков ОАО «РЖД».
Согласно расчетам отраслевых экспертов повышение ЖД-тарифов нанесет удар по металлургической, угольной и цементной промышленности, рынку убобрений, топливной промышленности, рынку зерна, лесному хозяйству и и по рынку лома.  Предприятия вынуждены будут сокращать грузоперервозки, что нанесет удао по экономическим показателям самих железнодорожников. Это значит, что индексация тарифов не принесет ожидаемого экономического эффекта для ОАО «РЖД».
Транспортная составляющая в себестоимости товарной продукции базовых отраслей промышленности и сельского хозяйства в сумме доходит до 20-40% в зависимости от расстояния. Поэтому с учетом того, что Россия является самой большой территорией в мире, уровень затрат на транспорт относится к вопросам экономической безопасности страны. Железнодорожные тарифы – это часть государственной промышленной политики. Становление страны, а не прибыль должно стоять во главе угла ОАО “РЖД”.

В стремлении снизить производственные затраты предприятия сокращают расстояние грузоперевозок по железной дороге, одновременно увеличив объем перевозки автомобильным и водным транспортом. Очевидно, что переход на другие виды транспорта в масштабах всей страны невозможен. Для большинства отраслей альтернативы железнодорожному транспорту нет. Железная дорога -  колея отечественной промышленности. Её роста или падения.
Поэтому стоит обратить особое внимание на вопрос инвестиций. Создание разветвлённой сети железных дорог – первостепенная задача государства. США ежегодно вкладывают в железную дорогу около 27-30 млрд.долл.США, или более 1 трлн.руб., при уже вложенных 500 млрд.долл.США c 1980 года. Требуемые инвестиции в российские железные дороги в инфраструктуру и обновление вагонного парка составляют от 550 млрд.руб.в год. Чтобы не отставать от развитых стран ежегодные вложения должны быть на уровне от 1 триллиона рублей, что равно валовому доходу ОАО “РЖД”. Это означает, что невозможно решить проблему инвестиций за счет роста тарифов. Поэтому требуется корректировка Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, которая была утверждена Распоряжением Правительства РФ  от 17 июня 2008 г. № 877-р по следующим ключевым вопросам:

  1. В стратегии предусмотрена структура инвестиций, которая не отвечает реалиям сегодняшнего дня: 3,8% - бюджеты регионов, 96% - частные, из которых 60% - ОАО “РЖД”. Поэтому необходимо решить вопрос привлечения “длинных денег” - это могут быть только заемные средства со стороны государства. Откуда взять деньги – это не вопрос для государства, в котором есть промышленная политика, которая в главу угла ставит становление всей страны, а не абстрактные проценты с вложенных в зарубежные фонды деньги. Россия имеет положительный торговый баланс в мировой торговле на уровне 60 млрд.долл.США/год. С учетом санкций в с 2015 года эта сумма увеличится до 80-100 млрд.долл.США.
  2. Обновление вагонного парка в России – через программы утилизации! В стратегии не отражен вопрос утилизации парка старых вагонов. При старте государственной программы утилиации старых вагонов по принципу “Новые взамен старых”, будет создана рыночная мотивация к приобретению потребителями новых вагонов, что в т.ч. позволит смягчить эффект от грядущего списания до 300 тыс. грузовых вагонов в ближайшие 3 года в связи с вступлением действия нового техрегламента Таможенного союза. Подобная программа в автомобильной промышленности в 2010-11 гг. зарекомендовала себя исключительно с положительной стороны, в кратчайшие сроки окупив затраты государства на её организацию (было вложено порядка 30 млрд. руб., возврат в госбюджет составил более 60 млрд. руб.), а также придав импульс к развитию целых сегментов экономики. Дополнительно программы утилизации приведут к более эффективному использованию государственных средств.
  3. Необходимо создание прозрачного механизма по установлению приемлемого для промышленности уровня железнодорожных тарифов, позволяющего вести долгосрочное планирование.
  4. Необходимо расширить строительство новых железнодорожных линий – для сохранения глобальной конкурентоспособности России требуется в 2 раза большее строительство по сравнению с заложенными 20 тыс.км до 2030 г., чтобы отвечать требованиям промышленного роста и запросам по освоению новых территорий.
  5. В условиях мировых экономических войн, которые сводятся к введению взаимных санкций и ограничению в передаче технологий, необходимо восстановить сотрудничество и кооперацию в области вагоностроения с традиционными поставщиками России времен Советского Союза – это такие страны как Сербия и другие. Необходимы совместные проекты в области железнодорожного строительства по российским стандартам в странах Ближнего Востока и странах Латинской Америки.
Оргкомитет: Русмет +7(495) 989-26-74 +7(495) 980-06-08 Тырнова Галина
+7(495) 743-13-03 Угловская Марина

Скачать ПРЕСС-РЕЛИЗ

Скачать АНОНС

Book now

logist_prezent.jpg

При поддержке:

ruslom

Metaltorg     НП ОЖдПС

ИПЕМ



Информационные партнеры:

to-inform.ru ПромРынок РЖД-партнер Транспорт nge.ru rails.ru Transinfo logistika-prim alt-info v_puti_banner.gif